Болва-2009 (Синяя лента)
Отчет о водном походе
Мысль эта, пройти по Болве, появилась давно. И вот – результат. Зимой, в
январе, мы окончательно приняли решение пройти участок реки летом, в
июне. Поначалу ничего у нас не было. Ни опыта каких либо походов, ни
лодок, ни спальников, ни палаток… Было только желание. Стали искать.
Порывшись в электронной версии «Моей рекламы», я нашел объявление, что
один господин желает недорого продать лодку «Омега-2». Посмотрев на её
фото в интернете, мы с Ветой решили, что такой вариант нас устроит.
Двухместная, просторная лодка с фартуком в носовой части. Мечта, как
говорится, флибустьера! Но пока мы созванивались с продавцом, оказалось,
что лодка продана. Обидно… Ищем дальше. Другой Господин продает
двухместную лодку. Договорились о встрече. Пасмурным февральским днем, в
районе мясокомбината в Фокинском р-не Брянска сделка совершилась.
Подъехал мужик на «шестерке», цвета недозревшего лимона, с насквозь
прогнившим днищем и порогами. и выволок из багажника мешок из – под
сахара, в котором что – то лежало. Это потом, содержимое мешка стало
гордо именоваться «шхуна Queen Marina», это потом её ждали героические
маршруты, а пока она представляла собой нечто, скрученное в рулон,
посыпанное речным песком, без весел, без чехла.
- Это точно – «Омега – 2»?
- Да мамой клянусь, !!!!
Ответил продавец, глядя на нас
честным, искренним, невинным взглядом ребенка. Весь его вид говорил о
том, что он готов поклясться на Торе, Талмуде и даже на священной книге
Зоар.
- Не дырявая? Что – то не очень она выглядит…
Да и чехла нет с веслами, только сами гребки лежат.
- Да нет (!), не дырявая. И, (подумав) -
Наверное, точно не дырявая (!?). А что нету чехла с веслами - так
это, как бы, мы на рыбалке были. Помню, дождь был… Потом меня домой
привезли. И лодку привезли. А чехол остался на кустике… Вроде бы
ивовом...
По мнению продавца, описание места
расположения недостающих лодочных аксессуаров было достаточным.
- Немного посовещавшись, мы решили – берем!!!
Громыхая тачкой, мешок был доставлен домой.
После его «встряхивания и разворачивания» оказалось, что лодка, хоть и
двухместная, но не «Омега-2», а проекта «Нырок 2-06» (по
классификации НАТО – «Rivers Devil»). С надувным днищем и двумя жесткими
сиденьями. По габаритам «Нырок» гораздо уже «Омеги». Сначала мы
расстроились, но, как потом оказалось, совсем зря. «Нырок» показал
отличные ходовые качества. Надувное дно добавляло плавучести и позволяло
проскакивать над подводными объектами, а небольшая ширина лодки добавила
ей скорости. Итак, лодка есть!
Затем были приобретены палатка, коврики (пенка), навигатор, котелок с
походной посудой, водонепроницаемые фонарики. Понемногу экипировка
укомплектовывалась. Были закуплены банки с тушенкой, кашей и прочие
пищевые продукты. Причем, их качество проверялось в пеших вылазках в
лес. Были куплены и переделаны весла. Два гребных весла скреплялись
между собой деревянной втулкой и стали представлять собой целое,
монолитное (но разборное) байдарочное весло.
Непонятной оставалась только протяженность маршрута. Учитывая, что
выходных всего три дня, и за этот период маршрут должен быть пройден,
необходимо было определить, а с какой, собственно, скоростью мы будем
перемещаться по реке. Бросание палочек и льдинок в мартовские воды реки
Болвы показало результат – 3- 4 километра в час. Это совпадало со
скоростью течения, указанной на топокартах.
И вот, в мае, мы определились: идем от железнодорожного моста в районе
д.Куява до Любохны. Как раз, в три дня уложимся. Зимой - весной желание
пройти этим маршрутом было у 4-5 экипажей. Было перечитано множество
отчетов других групп, и стало понятно, что маршрут реальный. Все экипажи
горели желанием, но… Никто особенно не готовился. Всё переносилось на
последние дни. И, как результат, по состоянию на 11 июня, осталось
только три экипажа. Мечтать, конечно, хорошо, но когда дело касается
более – менее серьезного похода, нужно готовиться заранее.
Утро 12 июня 2009 года было солнечным. Только на горизонте, на юге,
вырисовывалась черная тучка. И ничего хорошего эта тучка не обещала.
Вскоре пошел мелкий дождик. Зазвонил телефон. В 7 утра ещё один экипаж
сообщил, что заболела бабушка, и присутствие возле этой самой бабушки
является для них высшим жизненным приоритетом. Никакие уговоры не
подействовали. Экспедиция была вообще на грани срыва. Осталось только
два экипажа. Мы созвонились. Всё шло по графику. Около 10 утра к дому
подъехало такси. Водитель Михаил любезно согласился довезти нас до ж-д
станции. Увидев нашу поклажу, он поинтересовался – куда мы собираемся?
- Да вот, пройдем по Болве от Куявы до
Любохны.
-За какое время?
- За три дня, в воскресенье будем дома.
- Что Вы!!! Это верх безумства!!! Это –
невозможно!!! Мы на моторной лодке шли этим маршрутом неделю!
Эта его реплика насторожила. Неделя явно не
вписывалась в наш график. Но я не придал этому значения. И правильно
сделал! Не знаю, где они там плавали, но свой первый водный маршрут я
спланировал правильно. В том числе - и по срокам прохождения.
На станции нас ждал Саня из состава второго
экипажа. Подошла автомотриса, мы быстренько «закинулись» и наше
путешествие началось! Была пройдена первая точка невозврата.
В г.Дятьково к нам присоединилась Оксана и
автомотриса повезла нас к месту старта.
Тут же начались небольшие накладки. По связи
с машинистом я спросил, есть ли остановка «платформа 173 километр»
(изначально – старт нашего сплава около ж/д моста), на что машинист
ответил отрицательно. В соседнем вагоне, видимо, тоже ехали группы
байдарочников, групп было несколько. Аналогичные вопросы машинисту
задавались постоянно. Видимо, он был дурно воспитан, поскольку:
1. Он, несмотря на просьбы, отказался сделать
остановку, обозначенную на всех картах.
2. Его ответы туристам – водникам по громкой
связи содержали фразеологизмы, за употребление которых в общественном
месте законодательством РФ предусмотрено наступление административной
ответственности.
Маршрут требовал срочной корректировки. Было
два варианта и 3-7 минут на принятие решения. Первый: выйти на платформе
«Прень» и пробираться к реке через лес. Второй: Выйти на ст. Куява и
добраться ло реки по какой – никакой дороге. Было принято волевое
решение – выходим на Куяве! Мы перенесли наши пожитки в тамбур вагона
заранее. Автомотриса остановилась в Прени. Из
соседнего вагона вывалилось человек 20-25 с байдарками и лодками. Ими
активно обсуждалось поведение машиниста, отказавшего им в просьбе
остановить там, где нужно. При этом неоднократно упоминалась мама
машиниста, а также высказывались некоторые пожелания, касающиеся
маршрута его дальнейшего движения. Оказывается, туристы – водники также
в совершенстве знают ненормативную лексику и умеют грамотно её
использовать не хуже машинистов!
Ну а мы поехали дальше. Платформа «Куява»
представляла собой небольшое кирпичное строение, стоявшее посреди
благоухающих июньских трав в стрекотании кузнечиков. На ступеньке, с
видом аксакала, сидел человек разумный. На наш вопрос, дойдем ли
мы до реки, он, посмотрел на нас с нашими вещами, как Сусанин на
поляков, и, подумав, ответил: «возможно», махнув рукой примерно на
норд-вест-вест. Ну что же: «возможно», так «возможно». И пошли мы, как
говорится, солнцем палимые…
Неподалеку одиноко маячил спутниковый
телефон, закрепленный на столбе. Среди окружающей обстановки он
выглядел, как нечто футуристическое. Кто им пользуется, оставалось
непонятным. Тем временем, мы продолжили свой путь. Ввиду того, что
высадка наша из поезда планировалась непосредственно у моста через реку,
поклажа наша не была приспособлена для переноски на более – менее
длинные дистанции, а судя по карте, идти нам придется около 2-х
километров. Пришлось подтянуть крепления рюкзаков, а мешок с поклажей,
продуктами и палаткой привязать канатом к рукоятке весла. Пока женская
половина группы рассматривала бабочек, цветочки и кузнечиков, мужская
половина, уподобившись вьючным животным, несла всё это в направлении,
указанным человеком сто ст. Куява. Что примечательно, на топографической
карте - километровке дорога к реке нарисована явно и отчетливо. Реально
же, она представляет собой поросшую травой грунтовку. Тем временем
погода наладилась и стало припекать солнышко. Пройдя живописную поляну,
мы наконец-то увидели большой недостроенный мост через реку и саму
Болву. Наше счастье было безгранично.
Мост представлял собой внушительное
сооружение. На высоких бетонных опорах были уложены массивные
железобетонные перекрытия. Самое примечательно в нем было то, что мосту
не хватало всего одного пролета для того, чтобы он стал полноценной
переправой. То есть кто-то когда-то потратил огромные средства на его
сооружение, и, в последний момент, забросил строительство. Вот и стоит
мост из ниоткуда в никуда, представляя собой памятник Российской
безалаберности и расточительству.
Для нас же тень от моста оказалась весьма
кстати, так как закрыла собой припекавшее уже довольно сильно солнце.
Вдалеке виднелись домишки с.Куява, но настала пора собирать наши
плавсредства и готовить их в путь. Через полчаса всё было готово. «Queen
Marina» и «Fortuna» стояли на стапеле в полной боевой готовности. Уложив
вещи, первым на воду сошел экипаж «Queen Marina». Держась за куст (очень
сильное течение) мы ожидали готовности шхуны «Fortuna». И вот, наконец –
то!!!! Обе лодки оказались на поверхности, и Болва понесла нас среди
своих лугов, лесов, пляжей и обрывов. Впереди нас ждали три дня
приключений и открытий. Хочу отметить, что для всех участников
экспедиции «Болва – 2009» это был первый водный поход. Так что 4 смелых
сердца колотились не по-детски. Каждый из участников, наблюдая, как
пропадает из виду Куявский мост – последний признак цивилизации, видимо,
задавал себе вопрос: «А не было ли ошибкой мое участие в этом проекте?».
Но переживать особо было некогда. Нужно плыть. Болва радовала каждым
поворотом, каждым деревом, склонившимся к реке.
Тут же начались и первые огорчения. Минут
через 20 пути Саня обнаружил критическое снижение давления в одном из
баллонов лодки. Ситуация явно выходила из-под контроля. Ещё бы -
ведь мы только что отплыли. Пришлось пойти на отчаянные меры. Прямо на
ходу к клапану баллона был подсоединен насос и Оксана начала выравнивать
давление. Насос – лягушка, при этом, издавал звуки, похожие на кряканье
молодого неоперившегося утенка. «Пиу–пиу–пиу» – разносилось над
поверхностью реки. Решено было подыскать приличное место для
причаливания и заменить клапан. К сожалению, берега в этом месте реки
были сплошь обрывистыми, так как река постоянно петляла по обширной
луговине. Пляжики, которые встречались нам в начале пути, остались
далеко позади. Тем временем, по навигатору было видно, что мы
приближаемся к железнодорожному мосту через Болву на перегоне Дятьково –
Людиново. Вскоре показался и сам мост. Течение было сильное. Около 5
м/с. Перед мостом расположился небольшой островок, делящий реку на два
рукава. Вначале экипажи шхун склонялись к мнению, что необходимо сделать
обнос препятствия, но стремительное течение изменило наши планы.
Оставалась альтернатива: левый или правый (рукав) – правый или левый.
Вспомнился Брюс Уиллис с кусачками возле тротиловой шашки с красным и
синим проводами. Тоже мужик мучился подобно нам. Размышлять было
особо некогда - и я направил «Queen Marina» в левый рукав. «Fortuna»,
подбадриваемая звуками "пиу-пиу-пиу" неслась следом. Где – то над
головами пронеслась металлическая конструкция моста. Вета успела
запечатлеть этот момент.
После моста течение резко снизило скорость и
шхуны, покачиваясь на волнах, медленно продолжили свой путь. Между тем,
тучка, безобидно висевшая над горизонтом, незаметно переместилась и
грозилась вот – вот пролиться. По левому берегу показался большой
песчаный пляж и было принято решение причалить, немного перекусить и
поменять клапан на «Фортуне». Так и сделали. Едва мы ступили на terra
firmа, как дождик заметно усилился. Пришлось поставить наши шхуны рядом
и накрыться полиэтиленовым тентом. Вверху грохотало. Где – то рядом
сверкали молнии. От страха мы достали картишки и решили перекинуться в «дурачка».
Во время этого занятия мы услышали звуки, совсем не похожие на звуки
грозы. Хлюп – хлюп – бах!!! Неподалёку от нас на берег из резиновой
лодки вылезло некое существо, напоминающее человека, в длинном плаще с
капюшоном, вытащило следом за собой свою лодку на берег и молча потащило
её сквозь кусты в сторону заросшей травой поляны. Как говорится,
ни «здравствуй», ни «прощай» не было сказано особью предположительно
мужского пола. Мы особо и не огорчились. Слишком уж сурово выглядело всё
это.
Дождик прекратился так же резко, как и
начался. Минут 20 – и снова светило солнце. Летние дожди, особенно
июньские, редко бывают продолжительными. Было решено не возиться с
обедом, а по-быстрому перекусить чем Бог послал. На обед подавали:
вареные яйца, свежие огурцы с помидорами, 2 банки гречневой каши и
сардины в томатном соусе. Робкое обращение Баллекса к Вете насчет «для
аппетита» было однозначно отвергнуто. Быстро перекусив, Саня
предложил сходить на поляну, куда ушло существо и попробовать его
поймать. Поднявшись на поляну, кроме высокой, по пояс травы, да дерева,
расщепленного когда-то молнией мы ничего не обнаружили. Решили, что одно
из двух: либо существо успешно телепортировалось куда-нибудь в район
ст.Куява, либо это была групповая галлюцинация.
Погрузив наши пожитки в шхуны, мы продолжили
свой путь. Ландшафт реки изменился. Ели до железнодорожного моста по
берегам реки были луга, то сейчас Болва несла нас среди кленовых и
березовых лесов. Деревья, умытые грозой, сверкали листвой на солнце.
Часто стали попадаться коряги. Причем, как в надводном, так и в
подводном виде. Лодки частенько скребли днищем по ним. Байдаркам,
видимо, пришлось бы здесь гораздо сложней. Иногда течение несло прямиком
на коряги и, учитываю большую извилистость реки, получался неплохой
слалом. В этом месте девушкам передавать весла категорически не
рекомендуется! Места пошли совсем дикие. О сотовой связи можно забыть
уже в полукилометре от моста. Получилась, так называемая, вторая «точка
невозврата». Наш путь лежал только вперед. Погода тем временем
наладилась, шхуны были исправны. Оставалось только плыть, иногда
корректируя направление движения и любоваться открывающимися по берегам
видами. А виды эти, поверьте – никого не оставят равнодушными! Такая
глухомань в относительной населенке встречается нечасто. Хотя нельзя
сказать, что отсутствие людей было полным. Иногда с берега чувствовался
дымок костра, иногда наблюдались привязанные к прибрежному кустарнику
резиновые и моторные рыбацкие лодки. И вот, после очередной излучины, в
районе бывшего пионерлагеря «Юбилейный», мы увидели спущенные на воду и
готовые к старту две «Таймени». Ещё парочка байдарок лежала на берегу.
Оказывается, это были туристы – водники из г.Брянска. Они вышли не в
Куяве, как мы, а не доезжая моста, в н/п Прень. И, пока мы успешно
преодолели уже около 8 км реки, они только дошли до нее и успели собрать
байдарки. «Здорово водникам!» - приветствовали нас с берега!!! Мы
пожелали им тоже не болеть. Далее – классический диалог: откуда – куда –
до куда – во сколько вышли и.т.п. Ответы были четки и лаконичны.
- А плот не с Вами? – спросили они у нас?
- Нет, ни о каком плоте мы не слышали.
Оказывается, перед нами прошли какие – то
люди на плоту. О них во время нашего пути ещё не раз у нас спросят, но
ни мы, ни байдарки этот плот за три дня пути так и не смогли догнать. То
ли летучий Голландец умело маскировался, то ли шел со скоростью хорошего
крейсера, но, по-видимому, в этих местах легенды о нём передаются из
поколения в поколение. Это напомнило мне «Легенду о синем
катамаране», которую часто можно услышать в среде туристов - водников.
Оставив туристов из Брянска за поворотом, мы
продолжили свой путь. Течение реки, на подходе к деревне Псурь
изменилось. Большая ширина потока и, по всей видимости, значительная его
глубина, свели скорость течения практически к нулю, образовав большие
плёсы. Речная гладь была подобно зеркалу. И в ней отражались прибрежные
кусты и деревья. Порой казалось, что деревья растут прямо из воды, уходя
ввысь. Пришлось полагаться на свои силы и подналечь на вёсла, чтобы
скорей добраться до Псури и пополнить там наши запасы питьевой воды. Тем
более, что метрах в трехстах позади нас показались байдарки, а в Псури
всего лишь единственный порядочный пирс, сколоченный из деревянных
досок.
Гонка была жестокой. Брызги от весел стояли
вокруг нас водяной пылью. О накале гонки можно судить по эпизоду: до
пирса от нас – 50 метров, от байдарок – 80 метров. У них по два весла на
байдарку и заметное преимущество в скорости. Но мы сделали это! Queen
Marina и Fortuna мягко пришвартовались к дощатому настилу. Байдаркам же
пришлось довольствоваться небольшим песчаным пляжиком метрах в сорока
ниже по течению. Оставив Саню охранять суда, я, Вета и Оксана
поднялись по не очень надежной деревянной лестнице к домикам д.Псурь.
Домики эти были не очень как бы сказать, свежие. Местами покосившиеся, с
прогалинами в заборах и штакетнике. На крыльце одного из домов сидела
группа местных жителей и, как истинные патриоты России, отмечали День
России.
- Уважаемые, обратился я к ним, не буде те ли
Вы так любезны и не подскажете ли бедным путникам, где можно пополнить
запасы пресной воды? Где у Вас тут колодец? «Сами мы не местные» я не
сказал, ввиду того, что это было очевидно.
- Колооодец – колооодец, дай воды
напиииитьсяяяя… - затянули жители д.Псурь.
Мы внимательно, с уважением прослушали эту
композицию до конца. На мой повторный запрос про колодец поднялась
женщина неопределенного возраста, одетая в бикини образца 1953 г., и, не
очень уверенно дойдя до середины дороги, она развернулась на 90 градусов
и дала отмашку рукой вдоль дороги. Там!!! Мне кажется, таким жестом
Суворов посылал войска на штурм Измаила. Делать нечего – мы пошли в
указанном направлении. И действительно – сразу за околицей нами был
обнаружено сооружение, отдаленно напоминающее колодец. Немного смущало
то, что, по – видимому, во время оккупации пулемётчик Ганс разрядил в
ведро несколько лент, пристреливая свой MG-42, в результате
чего ведро больше напоминало дуршлаг и необходимо было обладать
определенной ловкостью и сноровкой, чтобы успеть перелить воду из него в
наши пластиковые бутылки. Но, после нескольких неудачных попыток, нам
это удалось. Передав колодец подошедшим байдарочникам, мы отправились к
нашим шхунам.
Нельзя не отметить, что местные нам постоянно
предлагали найти некоего гидролога, и, хитро подмигивая, намекали, что у
него можно за небольшую сумму приобрести «что чего». Информация о
загадочном адекватном гидрологе и его чудесном эликсире подтверждалась и
Брянскими байдарочниками, которые отметили качество продукта под
замысловатым названием «что чего», который гидролог любезно им предложил
во время прошлогоднего сплава. Данную тему мы отклонили в связи с тем,
что по случаю праздника, не факт, что гидролога может разыскать даже
израильская разведка Моссад, а также принимая во внимание, что
достаточные запасы эквивалента «что чего» у нас были свои.
Тем временем, мы вернулись к нашим шхунам.
Саня покинул их и сидел неподалёку у синей металлической будки с
задумчивым видом глядя на реку. На будке гордо красовалась голубая
табличка с надписью: «Российская Федерация». Видимо, первая строка
таблички поясняла заблудившимся водникам их местоположение. Далее шли
непонятные буковки: «ГУ БЦГМС». Расшифровки этой аббревиатуры никто не
знал, включая местных жителей. Знал её, видимо, только вышеупомянутый
гидролог. Но он ушел и унес тайну с собой. Далее –
«Гидрологический пост Псурь. р.Болва». Немного посовещавшись, мы решили,
что это сооружение представляет собой офис знаменитого местного
гидролога, о котором мы услышали уже так много. Не исключено, что именно
здесь он и содержит свои несметные запасы продукта под торговой маркой
"Что чего". Над табличкой, в будке зияло квадратное отверстие, из
которого поперек реки был протянут металлический трос, другой конец
которого был закреплен на противоположном берегу реки. К тросу был
приделан блок на колёсиках. Выдвигались различные версии относительно
назначения этого приспособления. То ли гидролог на колёсике скатывается
на противоположный берег, тогда как он попадает обратно? То ли, таким
образом, он отправляет в Калужскую область контрабанду. Ведь река в этом
месте течет по границе Калужской и Брянской областей. Так и не найдя
ответа мы снова погрузились на штатные места и отчалили от пирса д.Псурь.
Проплыли мимо байдарочников, которые решили ненадолго задержаться здесь,
мимо пляжа с купающимися членами местного хорового коллектива,
решившимися освежиться. Помахав им на прощание рукой, мы скрылись за
очередным поворотом реки.
Нас опять завораживали виды, открывающиеся с
каждым поворотом. В свете вечернего июньского солнца мы любовались
дубравами и березами, склонившимися над рекой, сосновыми перелесками и
песчаными пляжами. Проплыли мимо группы молодых людей, которые отдыхали
на правом берегу и приветствовали нас различными громкими звуками, а
также спросили у нас, не с плотом ли мы идем вместе. Мы ответили, что
плот не наш и к нам отношения не имеет. Далее прошли мимо какой – то
ржавой металлической конструкции, похожей на вышку сотовиков. Все
схватились за телефоны, чтобы сообщить родным и близким, что мы живы,
здоровы и потерь не несем, однако, к нашему разочарованию, ни одна из
сетей сотовых операторов не была доступна. Назначение вышки в этих
глухих местах для нас так и осталось секретом. Между тем, стала
чувствоваться усталость. Навигатор показывал, что прошли мы около 17-ти
километров от места старта. Для «резинок» за полдня это очень даже
неплохо. Стали искать место для ночевки. Но берега Болвы в этом месте
сплошь обрывистые и поросшие кустарником. Ни одного приличного пляжика –
ни одного нормального выхода на берег не было. Нас снова догнали
байдарки. Их экипажи были обеспокоены этой же проблемой. Туристы крутили
влево – вправо головами в поисках причала, но приходилось плыть дальше.
И вот они уже скрылись за очередным поворотом. Мы заметили небольшой
пологий спуск. Я высадился, но неудачно, навигатор, висевший у меня на
шее на веревочке, упал в песок. Отряхнув навигатор, я убедился в его
работоспособности. Огляделся – мы находились на маленьком заболоченном
островке. Для ночевки место явно не подходило. Шхуны двинулись дальше.
Женская часть экипажа недвусмысленно стала намекать руководителю проекта
на плохо проработанный маршрут. Весёлый смайлик на подушечке,
обозначавший место первой ночевки на карте, был оставлен далеко позади.
А ландшафт не предвещал быстрой смены. Делать нечего – было принято
решение причалить к более – менее подходящему берегу. Вдали замаячил
двухметровый обрыв по правому берегу реки. Я уцепился за ивовый куст, и
лодка мягко пришвартовалась к нему. В нас уткнулась и «Фортуна». Мало –
помалу, все участники экспедиции выбрались на берег и оказались на
огромном лугу возле большого раскидистого дуба. Тут же было кострище.
Видимо, кто – то уже останавливался в этом месте. Мы разгрузили наши
шхуны и подняли их на канатах на обрыв. Быстро поставили палатку,
уложили спальники. Мы с Саней пошли по дрова. Дров, конечно же, не
оказалось. А старые засохшие дубы напрочь отказывались поддаваться
ударам нашего туристического топорика. Пилу мы с собой не брали.
Помучавшись около часа, нам всё –таки удалось насобирать дров и
протащить их по метровой траве к месту нашей стоянки. Развели костер.
Пока готовилась пища, мы с Саней искупались. После жаркого дня купание
привело нас в чувство. Усталость как рукой сняло! Тем временем
суп, готовившийся в котелке, своим ароматом манил и завораживал. Минут
через 40 поляна была накрыта, мы были готовы приступить к вечерней
трапезе. Вета любезно разрешила нам откупорить бутылочку «что чиво»
урожая 2009 года для мальчиков и сухого вина для девочек. Солнце висело
прямо у горизонта огромным красным диском. Полный штиль. Вдруг, откуда
ни возьмись, из-за дуба показались брянские туристы. Они остановились
метрах в двухстах от нас ниже по течению и высадились на небольшой
отмели, переходящей в пляж. Мы познакомились. Оказывается, они каждый
год в это время на июньские праздники идут этим маршрутом. А что, очень
удобно – финиш – прямо в черте г. Брянска! Мы дали им визитку с адресом
сайта DTG и предложили откушать с нами. Но они вежливо отказались,
сославшись на то, что уже имели счастье отужинать в своём коллективе. За
сим мы и расстались. Смотря на удаляющихся коллег был поднят тост за
успешное окончание первого дня путешествия. Во время ужина начали
появляться и первые комарики. Хорошо, что мы предусмотрительно запаслись
«москитолом», иначе последствия для нас были бы непредсказуемыми.
Комарики – это мягко сказано, настоящие комарищи пытались атаковать всех
и всё. Но закат догорел, и мы, усталые и довольные, побрели в нашу
палатку, которая надежно защитила нас и от комаров и от внезапно
нахлынувшего ночью сильного ливня. Под звуки дождевых капель,
ударяющихся о тент палатки, а также под сначала задорные, а потом –
заунывные песни Брянских туристов, расположившихся неподалеку, мы
уснули.
Утро встретило нас ярким солнцем. Костер был
залит ночной грозой, никакие попытки возродить его успехом не
увенчались. Наскоро перекусив и подкачав баллоны лодок, мы, собрав наши
пожитки, погрузились и направились дальше по реке. Начался второй день
нашего путешествия. Проплыли мимо лагеря брянских туристов. Они, как я
писал раньше, высадились неподалеку на небольшой песчаной отмели у
поворота реки. Байдарки лежали на берегу, неподалеку стояли палатки.
Никаких признаков жизни в их лагере визуально не наблюдалось. Видимо,
сказывалась бурная ночь. Обогнув излучину реки, мы поплыли дальше. Вот
где было раздолье для обустройства лагеря!!!! Удобные подходы к воде
были как на правом, так и на левом берегу. Левый берег был покрыт
сосновым бором, который выходил прямо к реке. Метрах в трехстах ниже по
течению от места нашей стоянки остановились туристы из г.Дятьково. Они
шли по реке на двух лодках. Одна из них – двухместная «Уфимка», а вторая
– вообще непонятной конструкции. Тут признаки жизни наблюдались. Один из
туристов ловил рыбу на спиннинг. Остальные, видимо, спали.
Болва в этих местах опять обильно наполнена
всякого рода и вида корягами и корчами, которые попадались нам как в
подводном, так и в надводном положении. Река значительно сузилась и
петляла. Иной раз, наклонившиеся над водой деревья создавали
своеобразные зеленые арки и коридоры. Возникало ощущение, что плывём
среди «заколдованного" леса. Необыкновенная тишина и запахи июньского
утреннего леса при полном отсутствии следов цивилизации зачаровывали нас
полностью. Я с тревогой ожидал, когда мы встретим завал. По данным
разведки, где – то в этом месте река перегорожена полностью упавшими
деревьями и топляком. Об этом я узнал накануне похода от бывалого
Дятьковского туриста – водника Егора Егоровича. Он работает в спортивном
клубе «Электрон» и прошел на байдарках здесь не один раз. Ещё буквально
позавчера он показал мне на карте - километровке место завала. И вот оно
неотвратимо приближалось. Мои спутники по команде об этом не знали, а я
им сообщать об этом тоже не торопился. Так что, экипажи беззаботно
плыли по реке, наслаждаясь её видами. Прошли две больших речных петли в
виде колец и – вот оно!!! Завал перегородил реку полностью и
окончательно.
Саня сидел с несколько потухшим видом. Женская часть команды особого
восторга от предстоящего тоже не испытывала. Шхуны наши уперлись в
ствол сосны, перегородившей реку. Другая половина русла была вообще
непроходима из-за нагромождения коряг и сучьев. Назад было вернуться
нереально из – за быстрого течения, берега – тоже недоступны, так как
ивняк покрывал их полностью и довольно густо. Под журчание потока каждый
думал о своём. Что делать? Штурм!!! Решение возникло моментально.
Как? Так же моментально возник вопрос. Прыгать в утреннюю водичку?
Глубина здесь, по – видимому, «мало не покажется». К тому же остается
риск быть затянутым течением под коряги. Решили сделать так: Мы с Саней
вылезли на ствол сосны, девушки перешли на «Queen Marina». Таким
образом, в «Fortune» остались
только вещи. Осторожно, чтобы не свалиться в поток и не упустить
«Фортуну» в прямом смысле, мы с Саней перетянули её через упавший ствол.
Потом в неё аккуратно переместились Вета с Оксаной. Я держал «Фортуну»
за веревочку – будет, что рассказать правнукам! Так же аккуратно была
освобождена из плена и «Queen Marina». И вот – мы снова на своих местах,
а зловещий завал стремительно удаляется от нас. Все были просто
счастливы от внезапного избавления. Было, правда, непонятно, как
справятся с завалом байдарочники, ведь перетащить байдарки таким
способом просто нереально. Пожелав удачи Брянским туристам, мы двинулись
дальше. Впереди, метрах в пятидесяти, нас ждало новое разочарование –
новый завал!!! Ещё больше нагромождения сучьев, ещё быстрее течение и
такие же непроходимые берега. Не успев особо испугаться, мы заметили в
нем небольшую прореху, метра в два шириной, через которую и провели
успешно наши шхуны. Далее судьба нас больше не испытывала. Поворот за
поворотом, (иногда на 180 градусов) река несла нас к месту второй
стоянки – живописного высокого соснового обрыва. Но до него, как
показывал навигатор, было ещё далеко. По левому берегу реки слышались
различные звуки. Это был и шум от работы пил, и гул и гудки машин.
Видимо, где – то поблизости велись лесозаготовки. Необходимо было
пополнить запасы питьевой воды. Ручейки же, обозначенные на карте, были
практически незаметны. Впереди замаячил высокий берег, на котором
угадывалось наличие следов цивилизации. Подойдя поближе, мы заметили
деревянную лестницу, поднимающуюся вверх. На берегу, в перевернутом виде
лежала лодка – казанка. Как оказалось, мы подошли к причалу речной
турбазы "Дом рыбака" Здесь было решено остановиться, перекусить и
пополнить запасы питьевой воды.
Так и сделали. Причалили к высокому обрыву,
по которому вверх вела рассохшаяся от времени деревянная лестница.
Саня с Оксаной отправились к местным обитателям за пресной водой. Мы с
Ветой тоже поднялись вверх по лестнице. Шхуны наши одиноко болтались на
привязи у подножия обрыва. Компанию им составила перевернутая лодка –
казанка. Верхний край лестницы привел нас к довольно оригинальной
беседке с крышей. Всё это было выполнено из ивовых прутьев. Крышу
беседки украшал деревянный аист. Всё сооружение нависало над 15-ти
метровым обрывом. Из беседки, в которой были установлены деревянный стол
и скамейки, открывается красивый вид на реку. Неподалеку, под
небольшим навесом, стоял мангал. В нем ярко горели поленья, скорее
всего, это готовились угли для приготовления шашлыка. Сам шашлык, в
облике нескольких барашков, щипал травку неподалеку, возле двухэтажного
каменного строения. Рядом к забору была прислонена довольно приличных
размеров надувная лодка, оборудованная транцем. Неподалеку виднелись ещё
какие – то одноэтажные деревянные строения и прочие конструкции,
напоминающие баньки. Появился и первый обитатель этого форпоста – как
оказалось – сотрудник охраны «Дома рыбака». Он то и пояснил, что
мы попали на базу отдыха. А он готовит завтрак для отдыхающих.
Автомобили отдыхающих, расположенные под липами, имели логотипы Лексуса
и БМВ на капотах и регистрационные номера с регионами Москвы и
Московской области. Самих отдыхающих, как было сказано выше, не
наблюдалось. Охранник заметил, что они , возможно, появятся не
скоро, так как «хорошо посидели» накануне ночью, отмечая прибытие сюда.
И, заказав к 10 утра шашлык, в 6 отправились отдохнуть. Но нас они особо
и не интересовали. Появились Саня с Оксаной, волоча емкости с водой.
Воду они добыли тоже с трудом не без помощи служащих «Дома рыбака», так
как электронасос, качавший её из скважины, сломался, и черпать
приходилось вручную не без помощи местного обслуживающего персонала, за
что ему, этому персоналу, участниками DTG был выражен отдельный
респект! Они же пояснили, что в безветренную погоду, если подняться по
железной лесенке ближе к балкону на 2-м этаже двухэтажного корпуса, то
есть вероятность удачной попытки установить связь с большой землёй
посредством мобильной связи. Оксана тут же поднялась наверх и передала
привет маме, воспользовавшись сетью beeline. Я привет передать не смог,
так как моя Motorola была подключена к МТС и регистрироваться в
сети beeline отказалась. Оставив безуспешные попытки связаться с домом,
мы вернулись к нашим шхунам. На днище перевернутой «Казанки» был устроен
импровизированный стол. Немного отдохнув и перекусив, мы оставили столь
гостеприимно принявший нас «Дом рыбака» и продолжили свой путь.
Тактика движения изменилась. Если вчера ещё
шхуна «Fortuna» плелась где – то позади «Queen Marina», то сегодня за
ней было просто не угнаться. Фортуна «поймала свою струю» и летела на
полных парах по направлению к проливам Босфор и Дарданеллы. Временами
Саня передавал управление Оксане и отдыхал, сложив руки на груди,
устремив взгляд в туманную даль поймы. Возможно, он думал о далёкой
малой Родине, о рябинке под окном, ставшей в одночасье столь
недоступной, возможно, грустил по основной работе…. Кто его знает,
где витали его мысли в этот момент?
Между тем, ландшафт по берегам реки
изменился. Стал преобладать лиственный лес с деревьями, высотой под 20 –
30 метров. Иной раз они живописно склонялись над рекой, образуя живые
зеленые арки и коридоры. Мы не спешили. Болва несла нас сама к месту
нашей следующей стоянки на берегу высокого соснового обрыва. Иногда по
левому берегу слышалось сильное журчание. Это в реку впадали лесные
ручьи. Устья самих ручьев были скрыты кустарником, но их местоположение
точно совпадало с отметками на километровой карте. Мы не
останавливались. Запасы питьевой воды у нас были. Мы плыли, любуясь
видами, открывающимися по берегам Болвы, гнездами стрижей,
полузатопленными стволами дубов, среди речных излучин в окружении
тишины.
Тем временем, погода наладилась. На смену
утреннему туману выглянуло яркое солнце. Природа снова заиграла всеми
своими красками. И вот, после очередного поворота реки, нашему взгляду
открылся тот самый обрыв, описанный в отчетах групп, прошедших этим
путем ранее. Разница была лишь в том, что берег со временем
подмывается и сосны падают в Болву. С каждым годом упавших сосен
становится всё больше. Зато удобно причаливать к пирсам, созданным самой
природой. Так мы и сделали. Причалили к берегу, подняли наши пожитки и
шхуны наверх обрыва и стали обживать новое место стоянки. Место
для стоянки было просто отличное! Обилие сухих дров сделало разведение
костра и приготовление пищи необременительным. Через полчаса костер уже
вовсю пылал. Было решено не обедать, а просто попить чаю. Так и сделали.
Тем временем небо стало затягиваться тучами. Загрохотало и пошел сильный
дождь. Хорошо было сидеть в это время в сухой палатке, а не болтаться по
реке!. Почему – то вспомнились брянские туристы. По всей
видимости, они штурмуют речной завал. Дождь прекратился так же
внезапно, как и начался. Дрова, собранные по прибытии и накрытые
полиэтиленовой пленкой не промокли. Мы сняли верхний тент с палатки и
оставили его сушиться, растянув между ближайшими соснами. Появилось
свободное время – поиграли в волейбол – хоть не так обидно, что таскали
с собой мяч всю дорогу. Между тем, из – за поворота реки показались и
байдарки. Это были наши вчерашние знакомые. Грозу, они переждали на
воде, укрывшись от неё полиэтиленовым тентом. Что касается завала – то
действительно – это для них стало серьезным испытанием. Пришлось
«искупаться» и пилой перепилить ствол упавшей сосны, очистив, тем
самым, путь. Поэтому они причалили к месту стоянки на пять часов позже,
чем мы. Ну – всё хорошо, что хорошо кончается! Байдарки были подняты на
берег и туристы приступили к развертыванию лагеря. Чувствовалась
подготовка и опыт. Через каких - нибудь 30 – 40 минут ими были
развернуты большие палатки, серьезный навес и ещё много
всяко-разного из стояночной туристической инфраструктуры. Лагерь был ими
разбит метрах в 100 от нашего, видимо, чтобы не мешать,
благо весь берег представлял собой удобное место для бивуака.
Спустя ещё час на реке показались ещё две
гребные надувные лодки. Это были туристы из г.Дятьково. Дмитрий, как
звали одного из них, рассказал, что он путешествует таким образом уже
неоднократно. Это его мы утром видели за рыбалкой на сосновом берегу.
Положив свои лодки просыхать рядом с нашими, они тоже стали
обустраиваться. Мы разговорились. Дмитрий посетовал на то, что не
успел нигде запасти для своей группы питьевой воды. На то, что по левому
берегу Болвы была масса ручьев и ручейков он ответил: «А неохота было
останавливаться». Через минуту, он, лихо прогромыхав с двумя ведрами
вниз по обрыву, отодвинул некую плавающую на воде субстанцию,
напоминающую пену, зачерпнул речной воды и полез наверх по склону.
«Авось пронесёт!» - лихо подмигнул он нам. Мы в этом не сомневались.
Его оптимизм достоин уважения, но набирать воду непосредственно из реки
для приготовления пищи, я всё же никому не советую
Постепенно подошло время ужина. Палочками из
кострища был извлечен печеный картофель с хрустящей корочкой, подогреты
разнообразные мясные консервы. Под остатки «Шточего» ужин прошел на
«ура»! Над Болвой медленно догорал закат. Мы сидели на высоком обрыве и
смотрели на реку. Было тихо и спокойно. Саня прыгал внизу по сучьям
поваленных сосен – буркая себе под нос - «а вот и
выдержит»!!! И вправду – выдерживало! Чтобы извлечь какую – то пользу из
его «Броуновского» движения, мы вручили ему фотоаппарат, и он
фотографировал нас из всех мыслимых и немыслимых ракурсов. Потом мы с
ним решили перерубить нашим топориком ствол огромной осины, лежавшей
неподалеку. После двадцати минут пыхтения над ней, нам это удалось.
Дровами мы теперь были обеспечены на всю ночь.
Акын в стойбище Брянских туристов затянул
какую – то мантру, лихо ударяя по струнам предположительно гитары. Мы
поняли, что культурная программа начата и теперь грусть обходит их
лагерь далеко стороной.
Мимо нас , с ведрами и со словами, «ой,
хороша водичка» опять пронесся Дмитрий. Когда он шел назад, мы
разговорились. Он решил у нас справиться относительно своего точного
местоположения, так как до Любохны никогда раньше не ходил, а ни карты,
ни навигатора у него не было. Я извлек свой боевой навигатор, включил
его – и тут меня поджидало жуткое разочарование. Включиться то он
включился, но никакие программные модули и навигационные оболочки
категорически не запускались. Оказывается, вчерашнее его падение в песок
не прошло для него безрезультатно. Песок попал между хваленым soft
–touch корпусом и сенсорным экраном. Контакты на стекле экрана отошли от
контактов на плате и девайс стал неуправляем. Пришлось объяснить
местоположение Дмитрию «на пальцах». Дмитрий спросил также про
телефон такси в Любохне. Именно на такси он решил добраться от финиша до
дома. Вета пообещала поискать номер и завтра сообщить ему.
Печаль моя была безграничной. Навигатор было
искренне жаль. Я понимал, что вероятность успешного его ремонта где – то
20:1. И эта статистика не успокаивала.
Тем временем, над Болвой плавно опускался
вечер. Песни соседей были всё громче, затем они перешли в какие – то
замысловатые пляски. На что Саня заметил: «Нашли гидролога, всё – таки…»
По всей видимости, таким образом, они получают заряд бодрости на весь
год.
Мы ещё раз заварили чай из трав, собранных
здесь же, и, полюбовавшись догорающим закатом, отправились отдыхать. Под
стрекотание кузнечиков группа уснула.
Нас разбудило пение птиц. Встречая солнце,
они, кто во что горазд, приветствовали его. Все быстренько выбрались из
палатки. 5.30 утра, а усталости – как и не бывало! Приготовили кофе,
подогрели гречневую и рисовую кашу в банках. Река была полностью скрыта
под покрывалом тумана. На траве, сверкая бриллиантами, висели капли
росы. Если кофе пошел на «Ура», то кашу никто особо есть не
захотел. Пришлось ложкой бросать её с обрыва рыбкам. Так улетело 2 банки
гречки и одна – риса. «Спасибо» от рыбок не последовало, но круги на
воде свидетельствовали об их массовом присутствии. В отличие от
нас, у них с аппетитом было всё в порядке.
Подкачав наши шхуны, мы быстро свернулись и
спустили их на воду. Предстояло пройти последний участок пути. Опустив в
воду руку, я почувствовал, что она была необычайно теплая. Я не
могу объяснить это до сих пор. Почему, после не очень теплого дня и ночи
так нагревается вода? Я потом неоднократно в 6 утра ходил к Болве, (так
как живу недалеко от реки) и наблюдал тот же эффект. Часам к 7 утра
температура воды становится обычной.
Итак, мы отчалили. На берегу показался силуэт
Дмитрия.
- Вееетааа, Ветаааа!!!, ты так и не
сказала телефон такси!!!!
Вета порылась в походном блокноте.
- Записывааай!!!
- Пишуууу!
Дмитрий вскинул видеокамеру и нажал «REC».
Да хранят века мудрость и
изобретательность туристов!
Через минуту туман поглотил и обрыв и сосны и
Дмитрия с камерой. Звуки прощальных слов ещё доносились, но
идентификации уже не поддавались. Мы плыли в утренней тишине сквозь
клубы тумана над тёплой июньской Болвой. Мы не спешили. Спешить было
некуда. Навигатор не работал и ориентироваться приходилось
исключительно по километровой карте, привязывая её к участкам рельефа
местности. Это легко получалось, учитывая большую извилистость реки. Её
повороты и плесы и являлись ориентирами. Лес нависал по левому берегу.
Правый берег покрывали луга. Безоблачно – голубое «испанское» небо не
портила ни одна тучка. Туман исчез. Его остатки рваными клочьями кое –
где лежали на поверхности воды. По левому и правому берегу стали
чаще появляться «коровьи пляжи». Появилась мобильная связь. Вначале – «Билайн»,
затем – всё остальное. Нередко можно было наблюдать установленные
рыбаками «донки». Иной раз, на всю ширину реки были перетянуты лески и
приходилось пригибаться, чтобы пройти под ними. В районе устья речки
Овсорок, которое, кстати, совсем незаметно и прячется в прибрежных
кустах, на правом берегу реки стояли парень с девушкой. Пара застыла в
глубоком поцелуе, не обращая на нас ровным счетом никакого внимания.
Весьма высока вероятность того, что данный процесс у них начался
накануне вечером. Бедняжки малость посинели, однако молодость брала
своё.
Пройдя ещё пару речных петель, и оставив
позади озеро Клыпоть, невидимое из – за высокого обрыва, мы вышли в
район урочища «Быков рог». В этом месте река делает петлю, напоминающую
часть головы быка с рогом - отсюда и название. Места в этом месте
странные. Весь рог покрыт сожженными дубами и вид окрестностей здесь
довольно угнетающий. Справа по борту на берегу стояла надувная
моторная лодка. В песок были воткнуты удочки. Владелец всего этого лежал
неподалеку и, видимо, пребывал в состоянии «Самадхи», так как на все
наши приветствия с его стороны отсутствовала какая – либо реакция. Такая
уж их, рыбацкая доля… «Пусть поспит» – решили мы, и, стараясь особо не
шуметь, поплыли дальше.
До места финиша оставалась пройти
около четырех километров. Уже видны были корпуса цехов ОАО «Сантехлит».
Пошла населёнка. Но высокие берега реки скрывали её. После километрового
участка пути, нас ждал небольшой перекат, который был нами успешно
пройден. Впереди, по курсу, за небольшим островком показались два моста.
Один, сложенный из труб – автомобильный. И сразу за ним – второй –
подвесной, пешеходный. Трубы автомобильного моста провисали над
рекой. На середине реки расстояние от воды до моста составляло
сантиметров 40, к берегам оно увеличивалось до метра. «Fortuna» летела
впереди нас, метрах в 20-ти. Саня то и дело оглядывался назад, как бы
спрашивая – что делать? Я понял, что объяснять уже поздно. Их несло
потоком прямо по центру реки, в самый узкий участок между водой и
мостом. Лучше бы он не оглядывался! Я с трудом корректировал курс «Queen
Marina», стараясь прижаться как можно ближе к берегу, но поток, как
заколдованный, тянул нас к середине реки.
Под мост шхуны вошли одновременно,
параллельными курсами. Fortuna – по центру реки, «Queen Marina» -
немного левее. Как ни старались мы пригнуться, лодку вдавило, она
зачерпнула воды. Fortuna была буквально вжата в воду и тоже черпанула
воды. Казалось, что катастрофы не избежать. Но быстрое течение сделало
свое дело. Шхуны, как поплавки, были выброшены потоком с другой стороны
моста. Экипажи пребывали в состоянии лёгкого шока. Уровень адреналина
зашкаливал. Происшедшее ещё более утвердило нас в мысли, что такими
вещами лучше не рисковать. Обнос, конечно, дело не очень приятное, зато
безопасное!
После мостов течение вновь успокоилось.
Прошли мимо стекавшего с левого берега ручейка под названием «Вороновка»,
обогнули небольшую речную петлю и вышли к месту финиша – п.Любохна.
Шхуны медленно причалили к песчаному пляжику, скрытому прибрежными
кустами. Всё. Это был финиш проекта «Болва – 2009». Позади остались 55
километров реки, которые теперь навсегда останутся в памяти. Стало
немного грустно. Жаль, что наши приключения закончились. Но все
участники, как потом оказалось дали себе слово – «Мы обязательно
вернемся к тебе, Болва!!!!»
Надеюсь, что так и будет.
©
январь 2010 (в
редакции 2016 г.)